УТВЕРЖДЕНО
решением совета директоров
ОАО «Печорский речной порт»
«10» июля 2009 г. протокол № -2
Председатель
совета директоров
ОАО «Печорский речной порт»
А.Н.Первак
КОДЕКС КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ
ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
«Печорский речной порт»
1.
Общие положения
Кодекс корпоративной этики (далее – Кодекс) является внутренним нормативным
документом ОАО «Печорский речной порт» (далее – Общество).
Кодекс корпоративной этики определяет этические правила выстраивания
взаимоотношений сотрудников Общества с внешними стейкхолдерами, с Обществом и
между собой, регламентирует порядок действий в сложных этических ситуациях, регулирует вопросы контроля и
ответственности за нарушение требований Кодекса.
Основными целями Кодекса являются:
·
обеспечение эффективного и устойчивого развития
Общества;
·
повышение инвестиционной привлекательности
Общества;
·
создание и поддержание высокой репутации
Общества и его сотрудников;
·
формирование внутренней корпоративной культуры.
Нормы Кодекса распространяются и являются обязательными для всех
сотрудников Общества, включая высших должностных лиц Общества, а также членов
Совета директоров Общества. Настоящий
Кодекс является публичным документом.
2.
Взаимоотношение с
внешними стейкхолдерами
2.1. Законодательство и регулирование
Общество и его сотрудники безоговорочно исполняют требования Российского
законодательства, в том числе – налогового, антимонопольного, корпоративного, законодательства о рекламе, противодействии
легализации незаконно полученных денежных средств, трудового законодательства и других, а также подзаконных нормативных
актов. Общество и его сотрудники строго придерживаются требований Устава
Общества и внутренних нормативных актов (положений, регламентов) Общества, что
создает прозрачность и предсказуемость поведения Общества и его сотрудников для
всех заинтересованных лиц.
Сотрудники Общества обязаны информировать Уполномоченное подразделение о
фактах нарушения законодательства, устава, внутренних документов Общества, а
также о возникновении ситуаций, которые могут привести к подобным нарушениям в
будущем.
Общество и его сотрудники активно противодействуют коррупции.
2.2. Корпоративная социальная ответственность
Общество придерживается в своей деятельности принципов и высоких стандартов
социально ответственного поведения. Общество рассматривает корпоративную
социальную ответственность не только в качестве средства обеспечения
устойчивого развития бизнеса, но также как обязанность любой компании
заботиться о благополучии граждан и государства в целом.
Общество предпринимает все возможные усилия для обеспечения высокого
качества и потребительских свойств
выпускаемой продукции (предоставляемых услуг), не допуская риска
причинения вреда здоровью потребителей.
Общество заботится об экологичности, охране природы и эффективном
использовании природных ресурсов, стремится к максимальной утилизации
(обезвреживанию) выбросов и отходов.
Общество осуществляет спонсорскую и благотворительную деятельность.
2.3. Взаимоотношения с конкурентами и контрагентами
Общество проводит честную конкурентную политику, не допуская в отношении
конкурентов распространения ложной или порочащей информации, а также совершения
иных действий, направленных на нанесение конкурентам ущерба. Общество стремится
к получению конкурентных преимуществ посредством обеспечения высокого качества
продукции (услуг), снижения издержек (цены), предоставления потребителям
соответствующих гарантий, а также повышения уровня обслуживания.
Рекламная политика Общества ориентирована на раскрытие преимуществ
продукции и услуг Общества, основана на принципах открытости, честности и
объективности.
Общество строго выполняет принятые на себя обязательства перед
контрагентами: поставщиками и потребителями Общества. Отношения с контрагентами
строятся на основании взаимной выгоды, при этом Общество придерживается
принципов справедливого ценообразования.
Признавая свои обязательства перед акционерами обеспечить рост прибыльности
и капитализации бизнеса, при принятии хозяйственных решений, общество стремится
учитывать ожидания и интересы третьих лиц.
В случае возникновения споров и разногласий Общество стремится к их разрешению в рамках переговоров.
3.
Взаимоотношения
внутри Общества
3.1. Персонал
Общество заботится о своих сотрудниках, обеспечивает безопасность их труда.
Общество реализует политику сохранения рабочих мест, повышения уровня
квалификации персонала. Общество предоставляет своим сотрудникам социальный
пакет.
Общество приходит на помощь сотрудникам в кризисных для них ситуациях:
заболевание сотрудника или его близких, несчастный случай, кража или утрата
имущества в результате противоправных действий третьих лиц и так далее.
Общество признает свободу совести и вероисповедания, не допускает дискриминации
и притеснения ни в отношении своих сотрудников, ни в отношении третьих лиц. При
этом Общество ожидает терпимости и от своих сотрудников.
Общество ожидает от своих
сотрудников добросовестного выполнения обязанностей, заинтересованности и
инициативы в достижении целей, стоящих перед Обществом, ответственности и
преданности Обществу.
Сотрудник не должен получать от Общества доходов, не адекватных его вкладу
в работу Общества.
Общество разделяет со своими сотрудниками достигнутые успехи в бизнесе, используя
для этого премиальную систему, отражающую индивидуальный вклад каждого
сотрудника в достижение стратегических целей и решение текущих задач.
Общество приветствует и поддерживает желание сотрудников повышать свой
квалификационный уровень.
Отношения между сотрудниками, в том числе между руководителями и
подчиненными, стоятся на основе взаимного уважения, сотрудничества и
взаимопомощи, соблюдения субординации. Приветствуется коллегиальность и
гласность при принятии важнейших управленческих решений.
3.2. Имущество
Сотрудники бережно относятся и несут ответственность за сохранность и
эффективное использование имущества Общества. К имуществу Общества относятся
движимое и недвижимое имущество, информация, интеллектуальная собственность,
включая данные и сообщения, переданные в Общество или направленные из Общества
третьим лицам средствами электронной, факсимильной или телефонной связи.
Сотрудник не должен использовать предоставленное в его распоряжение
имущество, в том числе – средства телефонной и электронной связи, в личных
целях, за исключением специально оговоренных случаев.
Сотрудник должен информировать Уполномоченный орган о всех фактах краж,
нецелевого или неэффективного использования имущества Общества, включая
необоснованные и нецелевые расходы, а также о ситуациях, которые могут привести
к порче или обесценению этого имущества. Бездействие сотрудников в этих
ситуациях не отвечает ожиданиям Общества.
3.3. Подарки и выплаты
Сотрудники
Общества не должны получать подарков от конкурентов и контрагентов, или делать
таковые, за исключением общепринятых подарков, соответствующих культурным
традициям. В последнем случае размер подарка не должен превышать 3 000
рублей. О получении более дорогого подарка сотрудник обязан уведомить
Уполномоченный орган.
Ни при каких
обстоятельствах не допускаются подарки в денежной форме.
Сотрудники
Общества не должны обращаться за помощью, предоставлять или пользоваться
услугами конкурентов или контрагентов на
условиях, отличных от нормальных рыночных условий.
Сотрудники
Общества должны воздерживаться от участия в обедах, культурно – развлекательных
мероприятиях, проводимых конкурентами или контрагентами в случае, если участие
в таких мероприятиях принимает регулярный характер, может повлиять на
содержание действий или решений Общества в отношении конкурентов или
контрагентов.
Общество не
вправе дарить подарки или совершать иные действия, которые могут быть расценены
как коррупционные.
3.4. Документы и информация
Общество
ведет учет и подготавливает отчетность в строгом соответствии с требованиями
законодательства.
Документы, в
подготовке которых участвуют сотрудники Общества, должны содержать точную и
достоверную информацию. О сомнениях в точности и достоверности информации
сотрудник обязан уведомить Уполномоченный орган.
Общество и
его сотрудники строго следуют требованиям законодательства и внутренних актов
Общества, регламентирующих публичное раскрытие информации, а также
предоставление информации по запросам акционеров Общества.
Любые попытки
раскрытия от имени Общества недостоверной, вводящей в заблуждение информации
должны немедленно пресекаться.
Общество
обеспечивает конфиденциальность информации, являющейся личными данными о
сотрудниках Общества.
3.5. Конфиденциальная информация и инсайд
Общество и
его сотрудники стремятся к обеспечению конфиденциальности доступной им
информации об Обществе и его деятельности вплоть до момента публичного
раскрытия такой информации, обеспечивают защиту информации, содержащей
коммерческую и/или государственную тайну. Такая информация не может быть
открыта неуполномоченному лицу ни при каких условиях.
Обязательство
не раскрывать конфиденциальную информацию сохраняется за сотрудником и после
ухода из Общества.
Не
допускается личное обогащение за счет несанкционированного использования конфиденциальной
и инсайдерской информации.
Инсайдеры
вправе совершать сделки с ценными бумагами Общества исключительно в
соответствии с требованиями законодательства и внутренних нормативных актов
Общества, при этом они должны уведомлять Общество о намерении совершить такую
сделку до ее совершения.
4.
Конфликт
интересов
Конфликт
интересов – ситуация, характеризующаяся тем, что интересы сотрудника Общества
приходят (могут придти или могут быть расценены как пришедшие) в противоречие с
интересами Общества. К ситуациям конфликта интересов относятся, но ими не
исчерпываются:
·
совмещение работы в Обществе с работой в иной
организации, являющейся конкурентом или контрагентом Общества;
·
владение долей в капитале конкурирующего
хозяйственного Общества, превышающей 1%
этого капитала;
·
получение кредитов, скидок и льгот при
приобретении продукции (услуг) конкурентов и контрагентов;
·
наличие финансовой заинтересованности в
деятельности конкурентов и контрагентов;
·
участие в подготовке сделки, расцениваемой
законодательством в отношении соответствующего сотрудника как сделка с
заинтересованностью;
·
вхождение, без согласия Общества, в состав
органов управления каких либо юридических лиц;
·
незаконное получение дополнительных выгод
вследствие работы в Обществе;
·
ведение коммерческой деятельности в той же
области, в которой действует Общество.
Изложенное распространяется не только на работников Общества, но и на
членов их семей: жену (мужа), детей, родителей, братьев и сестер.
Сотрудники
Общества стремятся избежать ситуации конфликта интересов.
При наличии прямой или косвенной заинтересованности в совершении сделки, принятии решения, сотрудник Общества,
участвующий в принятии решения или имеющий возможность оказать влияние на
принятие решения должен сообщить Уполномоченному органу о такой
заинтересованности, а также, при наличии возможности, не участвовать в принятии
соответствующего решения или получить одобрение принятия такого решения от вышестоящего
органа управления.
5.
Применение
Кодекса
Контроль за соблюдением норм и требований Кодекса, предоставление
консультаций, разъяснений в отношении отдельных требований Кодекса, проведение
процедуры обсуждения и обновления Кодекса, разбор конфликтных ситуаций,
расследование фактов нарушения Кодекса и инициация наказания нарушителей возлагается
на Уполномоченное лицо: корпоративного
секретаря общества.
Все сотрудники Общества обязаны информировать Уполномоченное подразделение
о любых ставших им известным нарушениях Кодекса, вне зависимости от того, какое
лицо и при каких обстоятельствах допустило эти нарушения. Подобные действия
расцениваются как забота сотрудников о репутации Общества.
Все сообщения о фактах нарушения Кодекса подлежат проверке. При
необходимости Уполномоченным подразделением проводится расследование.
Общество обеспечивает конфиденциальность информации о лицах, сообщивших о
нарушениях норм настоящего Кодекса. К таким лицам не могут быть применены меры
административного или экономического воздействия, прямо или косвенно связанные
с действиями сотрудника, направленными на обеспечение исполнения требований
Кодекса.
Анонимные сообщения не приветствуются, но проверяются.
Не допустимой является практика направления ложных сообщений о нарушениях
Кодекса, направленных на подрыв репутации и причинение вреда конкретному
сотруднику Общества. Такие действия приравниваются к нарушению Кодекса.
Сотрудник Общества не может быть депремирован за действия, совершение
которых предписано Кодексом.
Любой сотрудник, допустивший нарушение требований Кодекса, вне зависимости
от его должности, подлежит взысканию. В зависимости от тяжести нарушения и
вероятной степени негативных последствий такого нарушения для Общества, к
сотруднику могут быть применены меры общественного порицания,
административного, экономического или уголовного воздействия, вплоть до
увольнения. Все санкции применяются в рамках и в порядке, установленных
законодательством.
В случае если допущенные нарушения приводят к возникновению у Общества материального ущерба, такой
материальный ущерб должен быть возмещен.
В исключительных случаях допускается освобождение отдельных сотрудников
Общества от исполнения требований Кодекса. Подобное решение вправе принять
только Совет директоров..
6.
Обновление
Кодекса
Общество ежегодно проводит процедуру обсуждения и обновления Кодекса. В
ходе этой процедуры заинтересованные работники Общества высказывают свое мнение
об эффективности норм Кодекса, оценивают практику их применения, вносят
предложения по совершенствованию Кодекса.
Кодекс этики утверждается и
изменяется решением Совета директоров Общества на очном заседании большинством
голосов его членов, участвующих в заседании.
Кодекс и все внесенные изменения подлежат публичному раскрытию всем
заинтересованным лицам посредством размещения текста Кодекса и изменений к нему
на сайте Общества в сети Интернет.